Наступил на пешеходный переход — стал заметнее
07.08.2012Тюменским журналистам представили сегодня, 7 августа, сигнальный осветитель пешеходного перехода — разработку инициативных ученых Нефтегазового университета.
Заместитель директора по научной работе Института транспорта ТюмГНГУ Илья Анисимов рассказал, что идея этого изобретения родилась несколько лет назад. «С тех пор мы провели большую работу, чтобы воплотить проект в жизнь. Изначально это были какие-то пробные изыскания, научные эксперименты, защита патента, разработка технических условий, получение сертификата, то есть все с точки зрения документального обеспечения. В дальнейшем наша идея понравилась депутатам Тюменской городской думы. В итоге, на установку шести пробных комплектов на территории города были выделены деньги. Пока устройство наши ожидания оправдывает, мы очень надеемся, что в ближайшее время с изобретением свыкнутся и наши водители, и наши пешеходы. Если мы сохраним хотя бы несколько жизней, значит, уже работа сделана не зря», — рассказал журналистам Илья Александрович.
Он также сообщил, что во всем мире имеются некоторые подобные аналоги, и они достаточно хорошо используются. «Но у каждого аналога есть свои недостатки. Мы постарались минимизировать их в нашем устройстве», — добавил он.
Принцип работы сигнального осветителя следующий: пешеход подходит к краю дороги, с целью пересечь улицу, и попадает в зону действия датчика движения, а на металлических опорах над дорожным полотном загораются желтые световые огни. Для повышения надежности работы устройства на столбе расположена специальная кнопка. Человек нажимает ее, переходит дорогу, и огни перестают мигать, как только он покидает проезжую часть.
«Наша система хороша тем, что фонари расположены над проезжей частью, ровно над полосами движения. Любой водитель сможет их увидеть, и никакое крупногабаритное транспортное средство не закроет этот сигнальный осветитель. В ночное время, когда подключается уличное освещение, зона пешеходного перехода подсвечивается достаточно интенсивным светодиодным ярким белым светом», — пояснил изобретатель.
Управлять устройством можно при помощи GSM-модуля, его можно включать и выключать, по средствам SMS проверять параметры, изменять длительность горения сигнала, его интенсивность. Цвет сигнала выбрали желтый, потому что это привычный предупреждающий сигнал для всех водителей.
Шесть пешеходных переходов уже работают, сейчас они проходят обкатку. Два из них расположены на улице Ямской, у Аллеи молодоженов и у рынка «Мальвинка», один — на улице Дружбы у рынка «Северный», один — на 30 лет Победы около «Тюмень-молоко», еще по одному — на 50 лет ВЛКСМ около службы занятости и на улице Широтной недалеко от магазина «Мираж». Эти участки были выбраны неслучайно: по статистике ГИБДД они наиболее опасные.
Монтировались и запускались переходы одновременно, около месяца назад. Сейчас ученые ставят перед собой главную задачу — изучить эффективность такой установки на аварийных участках.
Сметная стоимость одного перехода составляет порядка 640 тысяч рублей. Изобретатели отмечают, что это дешевле, чем установка светофора с кнопкой. К тому же, светофор полностью блокирует движение на дороге, а переходный осветитель его только притормаживает.
«Мы провели монтаж оборудования, оценили резервы для того, чтобы в будущем при заказах снизить стоимость установки. Нам уже звонили с Салехарда, спрашивали про нашу разработку, один проект планировали заказать, посмотреть, что это такое», — отметил Илья Александрович.
В дневное время сигнальный осветитель работает на аккумуляторных батареях, в ночное — от сети уличного освещения. По словам ученого, одним из самых сложных моментов было именно создание зарядного устройства, способного за 4 часа восполнить энергию в аккумуляторе, работающем в летнее время в течение 20 часов. Но с этой проблемой изобретатели справились. Самое дорогое, сложное и интересное в приборе — это, конечно же, контроллер, блок управления.
У проектировщиков была дилемма, ставить или нет сюда зуммер, который часто используют на светофорах. Решили не ставить, чтобы пешеходы по привычке не подумали, что всем горит красный, что они везде правы, и чтобы они не побежали через дорогу, не посмотрев по сторонам.
Горожане переживают, а не привыкнут ли водители к световому оповещению и не собьют ли человека, если оборудование откажет. Илья Анисимов отмечает, что система не снимает с водителей обязательств притормаживать перед пешеходным переходом. «Зачастую знаки на пешеходных переходах скрыты, а разметка затерта. Перекладины над дорогой заметны всегда, иногда водители реагируют на них как на камеры и сбрасывают скорость. Кнопка предусмотрена на тот случай, если в зимних условиях датчик вдруг перестанет работать, например, замерзнет. Человек, привыкший к кнопке, нажмет на нее, и система сработает. Вообще установка рассчитана на наши погодные условия. Ящик с оборудованием обогревается, а все, что расположено вне его, работает при -50 градусах», — говорит Илья.
Госавтоинспекция изначально поддержала идею изобретателей и ждет результатов работы.
Разрабатывали и воплощали в жизнь проект малое инновационное предприятие, которое было создано совместно с ТюмГНГУ, и трое ученых: студенты Ярослав Немирович и Ксения Кокорина, и преподаватель Нефтегаза, патентообладатель Илья Анисимов.
На вопрос, среагирует ли система, например, на бегущую собаку, Илья ответил, что на собаках они не экспериментировали, но датчик должен сработать, ведь собака — достаточно крупное животное, а вообще осветитель рассчитан на людей выше 110 сантиметров.
Вернуться к списку новостей и публикаций